Приватизация квартиры: пошаговая инструкция в Москве.
По существующему закону, гражданин России имеет возможность приобрести в собственность государственную жилплощадь. После получения права собственности человек может совершать с жилым помещением любые действия.
В квартире, принадлежащей государству можно только проживать.
Что говорит закон?
Приватизация может быть осуществлена одним или несколькими гражданами, имеющими право на пользование помещением, включая несовершеннолетних детей.
У служащих в армии, отбывающих срок в местах заключения, работающих вахтовым методом право на оформление муниципальной жилой площади в собственность, сохраняется.
Кому разрешат стать собственником?
Чтобы бесплатно оформить квартиру в свою собственность, гражданин должен иметь договор с государством о социальном найме. В годы существования СССР это был ордер на предоставляемое жильё.
Сейчас же государство заключает договор на пользование жилой площадью, если гражданин признан малоимущим и ему негде жить.
Перед тем, как собрать пакет документов, нужно проверить, подходите ли вы под требования бесплатной приватизации.
Необходимо:
- Иметь гражданство Российской Федерации;

- Договор о найме муниципального жилья;
- Письменное согласие от проживающих взрослых и несовершеннолетних от 14 лет;
- Участие в бесплатном оформлении жилья впервые.
- Приватизируемое помещение должно быть государственным.
Какие документы будут необходимы?
В каждом субъекте РФ требования к перечню необходимых документов утверждаются самостоятельно и списки могут значительно отличаться.
В Москве для приватизации жилья, кроме заявления по специальной форме потребуют:
- Оригиналы документов, удостоверяющих личность всех, имеющих право на оформление в собственность.
- При участии в процессе несовершеннолетних предъявляются оригиналы документов о рождении и справки о подтверждении гражданства России на всех детей.
- Оригинал ордера, выданного при получении квартиры.
- Выписки:
— из домовой книги;
— из распоряжения о получении жилья;
— из лицевого счета данной квартиры;
— из Единого Государственного Реестра Недвижимости.
- Оригинал и копия договора о найме государственного жилья.
- Письменное согласие с личной подписью и заверением нотариуса.
- План расположения этажей дома.
- Оригинал технического паспорта.
- Справка о том, что вы не участвовали в бесплатной приватизации.
Совершеннолетние участники могут отказаться от вступления в собственность и от доли в помещении. За детей младшего возраста все документы подают законные представители.
Военнослужащими, детям без родителей, гражданам, отбывающим наказание, недееспособным лицам необходимо предоставить дополнительные документы.
- Представителю понадобиться доверенность, заверенная у нотариуса. Военнослужащему потребуется выписка из его личного дела.
- Опекуну нужно разрешение от органов опеки.
- Для осужденного потребуется приговор, решение судебных органов, справка, подтверждающая факт освобождения из мест лишения свободы или об отбывании назначенного наказания.
Без согласия лиц, имеющих право бесплатно приватизировать жилплощадь, процесс приостановится. Поэтому, необходимо договориться со всеми заранее.
Где взять нужные справки?
Для сбора и получения необходимых бумаг граждане могут самостоятельно обратится в соответствующие инстанции:
- В архивы;
- Управляющие компании;
- Органы муниципального самоуправления;
- В отдел опеки;

- ТСЖ.
Получить нужный перечень справок и документов проще всего через отделение многофункционального центра.
Куда подавать заявление?
В Москве есть возможность отправить заявление через интернет или п лично посетить территориальный жилищный отдел.
Но удобнее и быстрее осуществить приватизацию получится через МФЦ, где вы можете написать заявление, сдать пакет собранных документов и через определённый срок получить готовый результат.
Как пошагово оформить жильё в собственность в Москве?
Для приватизации квартиры в городе Москва есть пошаговая инструкция:
- Сбор всех документов.
- Запись на приём в МФЦ по телефону, на сайте центра, через портал «Госуслуги».
- В назначенный день явиться с пакетом документов в ближайшее отделение многофункционального центра.
- Получить расписку с перечислением всех принятых от вас оригиналов и копий.
- Через определённый срок получить справку о приватизации квартиры.
Сроки оформления.
Оформление помещения в собственность осуществляется не более 46 дней. Но, как показывает практика, процесс может затянуться до 5-6 месяцев.
Чтобы получить договор о приватизации, необходимо явиться лично туда, где подавали заявление. При оформлении в электронном виде, вам необходимо предъявить все оригиналы документов.
Сколько раз можно бесплатно оформить в собственность жильё?
Бесплатная приватизация, начиная с 2017 года, действует бессрочно, но бесплатно оформить жильё в собственность разрешается один раз. Платная приватизация количеством оформлений не ограничена.
Почему могут отказать в приватизации?
Вам могут не разрешить приватизацию, если помещение имеет особый статус.
Не подлежит передаче в собственность:
- Аварийное жильё.
- Квартиры, которые принадлежат фонду социальной защиты.
- Жилфонд, имеющий значительную историческую ценность.
- Общежития и служебные помещения, расположенные на военных объектах.

- Жильё, которое построено на местах техногенных катастроф.
- Квартира, являющаяся чьей-то собственностью.
- Отказ можно получить, если допущены ошибки в документах;
- Отсутствует разрешение на перепланировку помещения.
- Не разрешено участие в приватизации, если гражданин уже получал жильё от государства.
Как единый недвижимый объект, квартира не подлежит приватизации, если кто-то откажется от своей части помещения.
Когда один супруг отказывается от приобретения жилья в собственность, второй будет единственным владельцем и при расторжении брака жильё подлежать разделу имущества не будет.
Во многих случаях, если принято решение об отказе в приватизации, заявление может быть пересмотрено, если вы, например, исправите в документах ошибки или оспорите постановление через суд.
Стоимость приватизация квартиры.
Оформление квартиры, принадлежащей государству в собственность бесплатное.
Расходы могут потребоваться для сбора справок и оформления документов:
- Оплата госпошлины за регистрацию прав собственности;
- Поэтажного плана;
- Кадастровая выписка;
- Оплата технического паспорта;
- Услуги нотариуса.
Денежные вложения, в зависимости от региона, количества участников приватизации, сложности и срочности оформления документов могут быть более 15000 рублей.
Плюсы приобретения жилья в собственность.
Государство передаёт право на жильё. Вы получаете возможность, по своему усмотрению, распоряжаться квартирой.
- Можно передавать приватизированную квартиру по наследству или написать завещание любому человеку, даже не имеющему близкое родство.
Неоформленная социальная жилплощадь передаваться по наследству не может. После смерти нанимателя один из проживающих родственников становиться главным квартиросъёмщиком и заключает новый договор найма с муниципалитетом.
Право на проживание и на постоянную регистрацию в муниципальном жилье сохраняется только для тех граждан, которые находились и были прописаны вместе на тот момент, когда наступила смерть главного нанимателя.
Если кроме умершего нанимателя никто из родных или близких не был зарегистрирован и не проживал, действие договора прекращается и жильё возвращают в собственность государства, передавая нуждающимся.
- Вы можете продавать собственное жильё или передавать в залог, обменивать или дарить. Можно просто сдавать в аренду или закрыв квартиру, выписаться и уехать в другое место, или даже в зарубежные страны. Никто не отнимет вашу собственность, даже если вы не проживаете в квартире в течение длительного периода.
В ситуации, когда человек отправил заявление, но не успел получить документ о собственности из-за внезапной смерти, квартира по решению суда может считаться приватизированной и стать для близких родственников объектом наследования.
При отсутствии квартиросъёмщика в жилище, принадлежащем государству, его могут изъять и передать другим малоимущим гражданам, стоящим в очереди на жилплощадь.
- В своей квартире вы можете сделать перепланировку, поставить перегородки или переоформить площадь в нежилое помещение и сдавать в аренду под магазин либо офис.
Чтобы снести стену или разделить ванную и туалет на муниципальных квадратных метрах, нужно будет получить разрешение наймодателя. Перевод гос. квартиры в нежилое помещение запрещён.
- Приобретая жильё в собственность в городе Москва, вы сократите расходы на оплату. За собственное жильё квадратурой 41 кв. м плата сократится на 1112 рублей в месяц.
Проживание по договору обязывает гражданина, помимо коммунальных платежей, ежемесячно оплачивать пользование квадратными метрами. Например, проживая в Москве, в многоэтажном доме, где присутствует лифт и мусоропровод, вам придётся платить 27 руб. 14 коп. за каждый кв. метр общей площади квартиры.

- За собственное жильё ежегодно оплачивают имущественный налог. Но здесь плюс в том, что государство предоставляет налоговый вычет — 20 м². Налог на свою площадь 41 кв. м с учётом вычета обойдётся 1519 руб. за 12 месяцев.
Проживая в однокомнатной государственной квартире аналогичной площади в столице России, вы будете платить 13 680 руб. в год.
Минусы приватизации.
- За ремонт, обслуживание и содержание жилья собственники платят самостоятельно. При образовании задолженности на хозяина могут подавать в суд и заставлять оплачивать через службу судебных приставов.
Если жить по найму, то расходы на ремонт и капитальное обслуживание квартиры, и всего дома в целом, несёт наймодатель.
- Если у квартиры есть собственник, на жильё могут наложить арест или взыскание, и даже отобрать за долги по кредитам, алиментам и пр.
С муниципальной жилплощадью такого не произойдёт, так как она принадлежит государству, а не гражданину.
- По новым законам ваши собственные метры могут изыматься для муниципальных и государственных проектов. Например, если планируется строить дорогу или спортивные объекты на месте нахождения дома.
По реновации старые строения сносятся, а вместо изъятого жилого помещения предоставляется другое место для проживания. Либо выплачивается соответствующая денежная компенсация.
Нанимателей квартиры, принадлежащей государству, переселяют на другую жилплощадь, учитывая установленные нормы на человека. Это намного выгоднее, чем для собственника, который сможет получить только равноценное жильё.
При получении площади в собственность, теряется возможность на участие в программе по улучшению условий проживания.

О платном оформлении квадратных метров.
Приватизация государственной недвижимости может быть платной. Требования к выкупу жилья у государства за деньги такие же, как и к бесплатному оформлению в собственность.
Разрешается приватизировать жилые и нежилые помещения. Участвовать в выкупе государственных площадей в собственность могут и обычные граждане, и организации всех форм собственности.
В отличие от бесплатной приватизации, платное оформление вы можете осуществлять неограниченное количество раз без проблем.
Стоимость платной приватизации?
Стоимость платной приватизации складывается из следующих цифр:
- Кадастровой цены на выкупаемую площадь;
- 1000 рублей за составление договора на передачу квартиры;
- 2000 рублей на оплату обязательной госпошлины;
- 1500 рублей за выдачу тех паспорта на жилье в БТИ;
- 300 рублей за выписку из ЕРГН;
- 1000 рублей на услуги нотариуса для оформления отказов от приватизации.
Чтобы рассчитать стоимость платной приватизации, необходимо сложить все цифры. При этом учесть, что стоимость госпошлины, выписки их ЕГРН и услуг нотариуса умножается на количество участвующих в приватизации или отказывающихся от неё.
Например, квартира по кадастровой стоимости-1 000 000 рублей. В приватизации участвуют 3 человека. Отказываются оформлять в собственность 2 человека.
1 000 000+1000 + 6000 (2000*3-госпошлина) + 900(300*3-выписка ЕГРН) + 2000(1000*2-услуги нотариуса за отказ). Сумма расходов составит 1 009 900 руб.
Если вы не знаете, с чего начать процедуру оформления жилплощади в собственность, стоит обратиться к юристу или в МФЦ для консультации по интересующим вас вопросам.