Жалоба в ФСС на работодателя о невыплате больничного листа в 2022 — 2023 году.
Трудовые споры являются неотъемлемой частью современного мира. Во многом это объясняется многообразием ситуаций, в которых может понадобиться написание обращения в государственные органы.
Составлением подобных обращений по большей части занимаются работники, которые недовольны предоставляемыми условиями труда. При этом они могут с большой вероятностью выиграть дело, если смогут предоставить все необходимые доказательства, которые позволят подтвердить, что конкретное трудовое нарушение в их отношении было совершено.
В рамках данного материала мы рассмотрим особенности составления жалоб на работодателей, отдельное внимание уделим ситуации, когда работодатель отказался выплачивать больничный лист.
Что такое ФСС?
Перед тем как рассматривать особенности жалобы в ФСС на работодателя о невыплате больничного листа следует разобраться, чем занимается ФСС
ФСС – Фонд социального страхования Российской Федерации, один из государственных внебюджетных фондов, задача которого заключается в обеспечении обязательного социального страхования граждан Российской Федерации.

Данный орган занимается решением следующего перечня задач:
- Обеспечением пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, которые встали на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, а также по уходу за ним.
- Реализацией и разработкой государственных программ в области охраны труда здоровья работников, а также мер, связанных с совершенствованием системы социального страхования.
- Обеспечением собственной финансовой стабильности и устойчивости.
- Разработкой предложений о размерах тарифов страховых вносов.
- Обеспечением всего необходимого для работ по повышению квалификации и подготовке специалистов, работающих в рамках системы государственного социального страхования.
- Сотрудничеством с аналогичными фондами в других государствах.
В ходе осуществления собственной деятельности Фонд социального страхования Российской Федерации отталкивается от действующего законодательства России. Таким образом, в ведомости данного фонда также находится рассмотрением трудовых споров и жалоб, связанных с невыплатой больничных или других социальных выплат.
Почему работники пишут жалобы?
Также очень важно рассмотреть перечень причин, по которым сотрудники могут написать жалобу на собственного работодателя.
Причин существует достаточно много, но мы рассмотрим самые основные из них:
- 1) Нарушения причитающихся выплат. Та категория, рассмотрением которой частично занимается ФСС. В нее входят выплаты по заработным платам, больничным, сверхурочным, а также любым другим выплатам. Именно эта категория становится наиболее распространенной причиной для жалоб и трудовых споров, что во многом объясняется тем, что именно любые лишения денежных средств являются достаточно серьезной причиной и мотивацией для сотрудников, чтобы написать соответствующее заявление с жалобой.
- 2) Лишение выходных или отпуска. Как известно, каждому рабочему полагается отпуск, выходные дни, а также отдых в праздничные дни. В определенных ситуациях работодатель может попросить выйти на работу в эти дни, к примеру, в случае возникновения форс-мажорного обстоятельства на производстве. Однако, разумеется, это должно быть компенсировано предоставлением выходного дня в другое время, сверхурочными выплатами или другими бонусами. В противном случае это является серьезным основанием для жалобы.

- 3) Нарушение техники безопасности и организации труда на рабочем месте. Для каждой профессии и вида деятельности строго определяются правила техники безопасности, а также общее количество времени, которое сотрудник может затрачивать на выполнение собственных обязательств. В случае нарушения этих положений – нарушаются трудовые права сотрудника.
- 4) Незаконное увольнение сотрудника. При увольнении работодатель должен руководствоваться определенными строгими нормами и набором правил. В том случае, если увольнение было незаконным, то сотрудник имеет вполне легальное право обжаловать подобное решение с целью восстановления в должности или с целью получения денежной компенсации.
Особенности оплаты больничных листов.
На сегодняшний день существует две формы расчета по больничным листам: прямые перечисления от ФСС, а также прямая оплата от организации, которая выступает работодателям.
В первой категории оплата больничных осуществляется следующим образом: первые 3 дня больничных оплачивается работодателем, а оставшийся срок больничного – Фондом социального страхования.
Однако есть категория регионов, которые не участвуют в пилотном проекте прямых оплат листков нетрудоспособности Фондом социального страхования. В данную категорию входят Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский и Пермский край, а также Московская, Свердловская и Челябинская область. Следовательно, для каждой категории имеется собственный алгоритм действий на случай, если задерживают выплаты.
В первом случае обращение с жалобой определяется в зависимости от того, какая сторона задержала выплату: ФСС или работодатель. Помните, что первые три дня больничных (именно больничных, все остальные пособия, например по беременности, оплачиваются только ФСС) оплачиваются работодателем.
В том случае, если вы не получаете этих денежных средств, то вы вправе обратиться в бухгалтерию своего работодателя, если они продолжают отказывать в выплате, то далее можно обращаться в трудовую инспекцию или прокуратуру. Отметим, что начисление средств за больничных работодатель должен осуществить в течение 10 календарных дней.
В том случае, если оплату задерживает ФСС, то необходимо обратиться в данный орган, для того чтобы узнать причину задержки. Аналогичные действия нужно предпринимать, если вы живете в регионах, в которых все оплаты полностью осуществляются Фондом социального страхования. Для удобства заявителей на официальном сайте ФСС существует отдельная вкладка, в рамках которой можно подать заявку о задержке денежных средств. В подобных ситуациях сотрудники фонда достаточно быстро рассматривают заявки и перечисляют денежные средства.
Как долго рассматривается жалоба?
В том случае, если сотрудник написал жалобу на своего работодателя, то период ее рассмотрения составляет 30 дней. За это время контролирующий орган тщательно изучит сложившуюся ситуацию и вынесет вердикт.

В определенных ситуациях срок рассмотрения может быть дополнительно продлен на 30 дней. Уведомление об этом в обязательном порядке приходит заявителю.
Отметим, что очень важно правильно составить жалобу. На сегодняшний день не существует конкретной формы, согласно которой должны выглядеть данная жалоба.
Однако подобный документ должен содержать в себе определенную информацию, среди которой можно выделить следующую:
- 1) Информация о контролирующем органе, в который обращается человек. К примеру, название и номер территориального органа прокуратуры.
- 2) Личная информация заявителя. Под ней подразумевается ФИО, должность в организации, а также контактные номера телефона и адрес электронной почты.
- 3) Описание сложившейся проблемы. Здесь очень важно указать любые подробности и детали, которые могут помочь с рассмотрением дела. По возможности заявитель должен указывать ссылки на законодательные акты.
Инструкция по составлению жалобы.
Существует несколько способов пожаловаться: лично посетить территориальный орган ведомства или заполнить заявление онлайн. В первом случае сотрудник органа поможет в составлении жалобы.
Рассмотрим, как составляется жалоба онлайн:
1) Необходимо открыть сайт онлайнинспекция.рф, а также авторизоваться при помощи своего логина и пароля с сайта «Госуслуги».
2) Нажать на кнопку «Сообщить о проблеме». Она специально выделена на сайте.
3) Выбрать необходимую услугу: жалобу или консультацию с сотрудником органа.
4) Заполнить все появившиеся поля. Здесь нужно указать всю информацию наиболее полно и точно, чтобы ускорить рассмотрение дела.
5) Ожидать уведомления о рассмотрении.